Пресса

Прелести и трудности маленького театра

Черное трико, белый грим мимов, огромные носы и яркие шевелюры клоунов - все это лицо Мим-театра «За двумя зайцами». Такие удивительно разные, неповторимые, но вместе в тем узнаваемые и любимые они всегда в центре событий своего города.

Черное трико, белый грим мимов, огромные носы и яркие шевелюры клоунов - все это лицо Мим-театра «За двумя зайцами». Такие удивительно разные, неповторимые, но вместе в тем узнаваемые и любимые они всегда в центре событий своего города. Они среди нас не карнавальных улицах в дни города и на губернаторских балах, на биеннале и на музйных ночах, на открытии АЛПИ и в кино под открытым небом. Вот уже 20 лет в Красно реке живет уникальный театр и его вдохновители и бессменные руководи¬тели Ирина и Валерий Зайцевы.

Валерий: Раньше, когда все это только начиналось, я думал, что двадцатилетний юбилей - это дата.

Думал, что обязательно отпраз¬днуем как-то по-особенному. Вот этот момент настал, а он все больше воспринимается как обычная будничная жизнь. Поче¬му-то именно в юбилейный сезон нас окружило самое большое количество проблем. Возможно поэтому лично мне эта дата не воспринимается так радостно. Забот не убавилось, но к счастью и не прибавилось чтобы хва¬таться за голову.

Что держит в этой нелёгкой ситуации?

Сделанное. Были яркие спектак¬ли, такие как «Ё», «Ё2», «Кафе для пилигрима». В разные годы их играли разные составы, но они всегда достойно представлялись на фестивалях любого уровня. За двадцать лет в театре смени¬лось четыре состава труппы. В среднем состав держится около пяти лет. Мы - руково¬дители – остаёмся, а актеры меняются. С одной стороны это естественно, а с другой стороны всегда расстаёшься как с какой-то частью себя.

Ирина: Некоторые наши бывшие актеры идут дальше.

Поступают в театральные вузы, играют в профессио¬нальных театрах. Напри¬мер, Максим Меерович закончил актерский факультет в институте искусств в Красноярске, сейчас он уже в Санкт-Петербурге учится на ре¬жиссера. Вика Болотова-Иванова играет в театре имени Пушкина. В этом году Виктория Зайцева поступила на актерский факультет, а Юлия Накарякова на сценарный в ВУЗы Санкт-Петербурга. Вот уже несколько лет при театре сущест¬вуют курсы актерского мастерства, где содержание обучения соответствует специальным предметам вузовской программы. В театре есть не только основной состав актёров, но и младшая и средняя группы детской театральной школы.

Валерий: У нашего театра сложился свой круг зрителей. Мы не даем особой рекламы выступлений, у нас на это попросту нет средств. Но на спектаклях зал не пустует. Многие зрители приво¬дят к нам уже своих детей. Нас не покидают и те, кто раньше играл в театре. У нас, как у независимого театра, нет плана по зрителю. Мы не обя¬заны непременно выдать опреде¬ленное количество спектаклей по разнарядке, как это происходит практически во всех театрах. И это плюс нашего положения. Именно в ситуации плана проходит большое количество некачественных спек¬таклей. Мы свободны в выборе репертуара и можем развивать свое направление - работать в жанре пантомимы, клоунады, буффонады.

Мы относимся к театрам легкого жанра. А это часто воспринимается как повод к тому, чтобы украшать собой корпоративные вечерин¬ки. Это сегодня часть массовой культуры. Но даже поп-культу¬ру нужно делать хорошо. Есть грани, которые нельзя перехо¬дить. Следуя моде на юмор, легко скатиться к пошлости. Поэтому у каждого направления свой зритель. Мы работаем для тех, кому важно содержание пред¬ставления.

Ирина: Спектакли театра сде¬ланы в техниках легкого жанра. «Занимательная механика» - это пантомима, сюжеты на темы люди и вещи, «Калинки-малин¬ки» - клоунада. Все они построе¬ны как набор миниатюр, кото¬рые могут быть и отдельными номерами концертной програм¬мы. Нам нравится этот жанр, мы делаем то, что любим. Иногда спрашивают, не собираемся ли мы ставить драматические спек¬такли. В традиционном понима¬нии, наверное, нет. Если браться за драму, то мы все равно сделали бы ее в свойственной нам яркой манере. И лично меня заинтере¬совало бы содержание, связанное с интересами и переживаниями современной молодежи. Это тема, за которую я бы, пожалуй, взялась.

Творческие планы всегда есть. Однако наше сегодняшнее поло¬жение не всегда способствует их воплощению. Судьба маленьких театров в нашей стране склады¬вается по-разному. Существуют гастрольные театры, которым в нужный момент удалось найти своего продюсера, коммерчес¬кого директора, и он организует выступления театра в разных городах. Это пример театра «ЧелоВек» из Улан-Удэ. Или фестивальные театры - труппы, которые приглашают на различ¬ные фестивали, как, например, известный театр «Дерево». Тогда организаторы фестивалей опла¬чивают гонорар и все расходы театра. И есть стационарные те¬атры - это наш случай. Это театр - дом, место со своей аурой. Идеальным выходом из ситуации было бы создание в городе муни¬ципального театра пантомимы и клоунады. Мы думаем и о таком варианте. Во многих городах, как, например, в Новосибирске, администрация берет под крыло маленькие театры.

журнал ГОРОДСКОЙ ФОРМАТ

30.10.07