Пресса

«СОВОК», В КОТОРОМ МЫ НЕ ЖИЛИ

"Мим-театр" открыл юбилейный сезон

Что знают о жизни в СССР люди, родившиеся уже после его распада? Суд о выпускному спектаклю «Калинка-малинка» Школы современного актера Мим-театра "За двумя зайцами", немало. И их знания не ограничиваются стереотипа. Получив задание: придумать этюды на тему советского периода, начинающие артисты — осознанно ли? — обошлись без пустых прилавков, колбасы, "иностранщины". Задорная буффонада "Калинка-малинка", которой Мим-театр в прошлое воскресенье открыл 20-й сезон, получилась местами даже лиричной и патриотичной. Будто тоскуют современные подростки по временам славной пионерии.

С главными героями спектакля - стайкой пионеров и строгими комиссарами — зрители знакомятся еще в холле. Если первые просто развлекают пришедших, то патрульные выполняют ответственное задание - проверяют документы-билетики и рассказывают о правилах поведения в театре. Например, "нельзя пользоваться зарубежной техникой". Соответствующее настроение создают и хиты прошлого, знакомые и близкие людям старшего поколения.

Музыка вообще очень важна в спектакле. Вместе со зрителями переходя в зал, она связывает на первый взгляд разрозненные части "Калинки-малинки". Именно точно подобранное музыкальное сопровождение объединяет и череду ироничных этюдиков, и массовые сцены, и стишки-объявлялки лиричными и вместе с тем несколько пафосными настроениями. Прежде всего, это сожаление современных людей по тем отношениям доброжелательности, открытости,которые еще лет двадцать назад были между жителями этой огромной страны. Этот тон спектаклю актеры задают в первой же сцене, начав его гимном СССР. Хоть во время его исполнения пионеры-клоуны и стоят с утрированно восторженными лицами, мы понимали, что перед нами люди, объединенные одной идеей, и помним это во время веселых сценок, иронизирующих, в числе прочего, и над искренностью советских людей, их стремлением к коллективности.

В "Калинке-малинке" две основные линии: любовь рабочего и колхозницы и приключения пионеров. Последние — в галстуках, белых футболках и высоко натянутых спортивных трусах - настоящие тимуровцы по всем канонам жанра. Со скворечниками и "бабушками через дорогу". Но делают они все наперекосяк, подчиняясь своей, клоунской логике. Например, когда великая советская ракета готовится к пуску, в ангар приходит уборщица. Она решает протереть приборную доску и улетает в космос. Благодаря технике пантомимы, в которой частично работают студийцы школы, движения героев превращаются в русскую плясовую, а затем — в сцену приветствия и награждения спортсменов.

А вот сюжет, рассказывающий о самой, пожалуй, известной примете того времени: на площадку выходят один за другим персонажи, видно, что каждый из них занят, спешит по своим делам, но вдруг замечает... очередь. Останавливается. Присматривается. И встает в ее хвост. Резюмирует сцену пионер: "Мы проверили с другом,/ Ни лавки, ни продавца. /Люди просто стоят друг за другом, /Без начала и без конца".

Не обошлось в "Калинке-малинке" и без столь любимого советскими людьми индийского кино. В кинозале, как и полагается, у каждого в руках... кулек с семечками, причем — по финансам: "маленький", "большой" или "средний". Есть запуск советского голубя, сценки-агитплакаты, истории на тему "спички детям не игрушки" и "мусорить нехорошо", сбор макулатуры. Эстафету гимна, задавшего тон единения людей, помимо музыки подхватывают и массовые сцены, которых в спектакле немало. Агитбригада, зарядки, построения, гимнастические пирамиды, — все они показывают не простой коммунистический коллективизм, а то, какой дружной была эта большая команда — граждан СССР. И каждая сценка, благодаря наивности, нелепости героев, тонкой музыкальной подборке, заряжена позитивом, сделана по-доброму. Начав с официального гимна страны, заканчивали артисты песней, характерной для той эпохи. "Над тобою солнце светит, Родина моя", — подпевали они, танцуя вместе со зрителями.

Наталья ДУБАШИНСКАЯ

05.10.07